Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию
 
Виртуальный методический кабинет
 
      Государственное учреждение образования
      «Гимназия №2 г.Минска»
 


Педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся профильных классов
 

Педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся профильных классов
 

Современный этап развития экономики требует знающих, высококвалифицированных, творчески мыслящих работников.  Очевидно, что выход на более высокий уровень знаний, умений и навыков работников невозможен без принятия учащимися учебной деятельности,  положительного отношения к обучению.
         

Профильное обучение  предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого зависят и  успешность усвоения знаний и познавательная деятельность, а также в целом подготовка перехода школьников к будущей профессиональной деятельности. Так, значит, чем точнее будет самоопределение, тем больше вероятность того, что общество получит хорошего и даже творческого специалиста – профессионала. Основное препятствие на пути развития школы – противоречие между нацеленностью традиционного обучения на одинаковые для всех абстрактные академические знания и натаскивание школьников для поступления в высшие учебные заведения (подготовка к сдаче ЦТ) и потребностью общества в самостоятельном творчески и критически мыслящем выпускнике. При переходе на профильное обучение  многие сталкиваются с проблемой выбора профиля. Учащиеся совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Чрезмерные нагрузки, вызванные профильным обучением, приводят к тому, что снижается успеваемость, назревают психологические конфликты между учителями-предметниками и учащимися, а также между учащимися и их законными представителями. Одним  словам, ребятам неинтересно. Учащиеся перегружены информацией. Возникает противоречие: с одной стороны – профильное обучение – это один  из способов индивидуального подхода, а с другой стороны – перегрузка, психологический конфликт. Происходит резкий регресс уровней познавательной деятельности. Какой же можно предложить выход из сложившейся ситуации? На наш взгляд, учет индивидуальных  особенностей каждого учащегося, особое построение учебных занятий всё это должно изменить отношение учащихся к учебе и активизировать познавательную деятельность. Суть человеческой деятельности состоит в  преобразовании действительности, в активном воздействии человека на предметный мир. В деятельности человек не только осваивает предметный мир, постигает диалектику его развития, наследует опыт прошлого, все достижения природы и общественной жизни, но и одновременно «достраивает»  этот предметный мир, обогащает общественную жизнь. В этой сложной преобразующей деятельности человек обретает себя, выступает как субъект, как творец, как деятель. Деятельность – это основа образовательного процесса. Учебная деятельность необходима человечеству, без нее невозможна передача опыта из поколения в поколение. С позиции общей теории деятельности психологами различаются понятия «учебная деятельность» и «познавательная деятельность». Понятие «учебная деятельность» по  отношению к «познавательной деятельности» рассматривается как более широкое, поскольку она включает в себя одновременно и деятельность обучающего и деятельность обучаемого. Понятие «познавательная деятельность» в большей степени относится к деятельности обучаемого. Деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками. Она является важным элементом процесса обучения. Активизация – это внешнее воздействие на  объект, обеспечивающее повышение активности. Под активизацией познавательной деятельности понимается внешнее воздействие на человека, обеспечивающее повышение степени его активности при осуществлении познавательной деятельности. Активизация пробуждает творчество, а если человек творит, то появляются лучшие результаты труда. Профильное обучение в государственном учреждении образования «Средняя школа №69 г.Минска» осуществляется с 2015 года. Сегодня, это один 11 класс, в котором учащиеся изучают на повышенном уровне учебные предметы «Математика», 
«Русский язык», «Английский язык», «Физика», и один 10 класс – профильные предметы: математика, русский язык, английский язык, физика.
В школе создан комплекс педагогических условий активизации познавательной деятельности учащихся профильных классов: Первое условие – содержательная сторона –  регламентирует отбор содержания учебного материала, обеспечивающего построение индивидуальной образовательной траектории для учащихся. Второе педагогическое условие – организационно-деятельностная сторона – определяет место и роль индивидуального подхода в проектировании учебной деятельности старшеклассников в системе профильного обучения, а также в выборе методов обучения на каждом этапе учебной деятельности учащихся. Третье педагогическое условие – субъектная сторона – определяет характер взаимодействия субъектов образовательного процесса в системе профильного обучения (гибкая система  субъект-субъектного взаимодействия). Учителя  профильных классов организуют образовательный процесс на основе проблемного, поискового изложения. Такой подход ориентирует учащихся на обучение методам научного поиска: 
постановка проблемы, выдвижение гипотезы, планирование наблюдений и экспериментов, интерпретация полученных данных, поиску противоречий, 
построению субъективных теорий.Умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно. Сосредоточить внимание учащихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд – вот характерные особенности уроков в профильных классах. Материал каждого урока должен быть использован для развития мыслительной деятельности учащихся. Должна  продумываться каждая деталь урока, чтобы всё заставляло учащихся мыслить. Поэтому на уроках значительная часть вопросов и заданий требует  от учащихся логических умений – анализа, синтеза, доказательства, построения цепи суждениий.  «Знания, активно приобретённые, связанные с деятельностью ученика, куда прочнее и глубже, чем, пассивно,  вложенные в голову» (М.В.Нечкина).

 

Контакты:

 

Адрес220141, г. Минск, ул. Никифорова 37

Телефонтел:(017)348-55-86

Почтаgymn2@minskedu.gov.by